Подпольная публикация религиозно-философских работ ЛНТ приводит к появлению немногочисленного «толстовства» с одной стороны, и церковной критики в его адрес – с другой...
Подпольная публикация религиозно-философских работ ЛНТ приводит к появлению немногочисленного «толстовства» с одной стороны, и церковной критики в его адрес – с другой.
В целом реакция Церкви в течение 20 лет состояла в том, что самого ЛНТ не трогали (хотя и не печатали, он издавался в основном в Англии, и потом книги привозили в Россию), а его сторонников сажали и высылали.

Я не поленился полистать «Перевод» Евангелий. Это попросту пасквиль, в котором ЛНТ кастрирует текст в тех местах, которые невозможно примирить с взглядами самого Толстого (естественно, евангельская история кончается у него распятием Христа).
В остальных местах он этот текст искажает.
Из заповедей Нагорной проповеди Т. оставляет 5 ему приемлемых, коим и нужно следовать (в этом, собственно, и состоит христианство Толстого). Первейшая, в соответствии с концепцией непротивления злу насилием, – «Не убий».
В 1901 году выходит Определение Синода о Толстом.
Вопреки распространенному мнению, анафеме он не предается, Церковь просто констатирует отпадение ЛНТ от нее и призывает писателя к покаянию.
По тексту, составленному Победоносцевым, выходило, что Синод просто журит «блудного сына».
Толстой, мечтавший принять мученичество за свои взгляды, был обескуражен предельно мягким «Определением» и через месяц выступил с ответом, в котором по пунктам подтвердил свое отпадение и еще раз изложил свои взгляды.
Уважительную критику этого ответа можно почитать в открытом письме Толстому бывшего толстовца, вернувшегося в Православие, М.А. Новоселова.
Толстого критиковали многие церковные и нецерковные люди.
Борьбу с его идеями возглавил обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, человек образованнейший и …