Процесс мышления сложен и не всегда нам понятен. Порой принятые решения, как нам кажется, обдуманные и взвешенные, на самом деле принимаются неосознанно или шаблонно. Наше мышление расставляет нам «ловушки» - когнитивные искажения, которые мешают нам ясно воспринимать реальность. Вот некоторые из них: .
..Процесс мышления сложен и не всегда нам понятен. Порой принятые решения, как нам кажется, обдуманные и взвешенные, на самом деле принимаются неосознанно или шаблонно. Наше мышление расставляет нам «ловушки» - когнитивные искажения, которые мешают нам ясно воспринимать реальность. Вот некоторые из них: Преувеличение или преуменьшение значимости события или результата. Если актёр привык к аншлагам и восторженным крикам «Браво!», то отсутствие нескольких зрителей или поведение не очень темпераментных поклонников он может воспринимать как провал. Если ученик привык получать «тройки», то «пятёрка» может быть для него не просто долгожданной оценкой, но и свидетельством того, что он уже хорошо знает предмет. Следовательно, всё относительно и субъективно. Додумывание за другого из-за уверенности, что мы понимаем, о чём он думает. Но судим-то мы «со своей колокольни»! А если человек мнительный, то он в каждом что-то подозревает. Какая уж тут объективность! Завышенные ожидания. Мы склонны ожидать от значимых для нас людей определённых поступков, которые нам полезны, а потом винить их в равнодушии или бессердечии. Но ведь это мы за них решили, как они должны были именно так себя вести? Порой мы и от себя ожидаем слишком многого, а потом страдаем от собственного несовершенства или чувства вины.
Но были ли наши требования к себе основаны на объективном анализе способностей и возможностей? Чрезмерное беспокойство за результат. Это либо амплификация — приложение избыточных усилий для достижения цели, либо избыточное планирование при отсутствии полноценных исходных данных. Например, человеку нужно выступить с небольшим рабочим сообщением перед коллегами, а он не только записывает …