Вода — основа жизни на Земле, но она же и необузданная стихия, которая может устанавливать свои условия. Новый фильм Виктора Косаковского завораживает фантастическими кадрами воды во всех ее состояниях. Кино очаровывает зрителя монументальными льдами
1. Форма воды Тут звучит от силы слов двадцать. Здесь почти нет людей, а крупный план лица появляется лишь однажды на 3 секунды.
В фильме нет традиционного сюжета. «Акварель» течет, как вода, ставшая ее главной героиней. И непросто принять, что документалист Виктор Косаковский, имеющий дело с сырьем суверенной, не зависящей от него реальности, ставит перед собой отчаянную задачу: облечь в фильм свое личное понимание устройства мира... По Косаковскому, вода — и в Атлантике во время шторма, и в Калифорнии, охваченной ураганом, и на Байкале, где зыбок лед, — средоточие вечной победы стихий над нами. 2. Не «Моби Дик» и не «Солярис» В мире «Акварели» дышат и ворочаются льды, шторма вздыбливают черные воды, реки становятся водопадами, паром, а потом — чудо — вновь реками. Что человек в сравнении с этой мощью?.. Воды «Акварели» не впадают в великие океаны культуры — ни «Моби Дика», ни «Соляриса». Мелвилл создал притчу о человеке, одержимом гордыней «венца творенья». А у Лема и Тарковского океан взывал к памяти и совести людей. «Акварель» же отрицает антропоцентризм. Лучшим эпиграфом к ней стала бы запись Блока в дневнике от 5 апреля 1912 года: «Гибель Titanic’a, вчера обрадовавшая меня несказанно (есть еще океан)...». 3. Террор красоты Косаковский из режиссеров, никому не доверяющих создание изображения — языка, на котором заговорит их фильм. Он сам оператор своих картин и дрейфовал в полярных водах на айсберге, уговаривал владельцев яхты, с которой снимал шторм, направиться в самый его центр... И это сам Косаковский снял немыслимый в своей экзистенциальности кадр с белыми-белыми цаплями, единственными посетительницами затопленного калифорнийского кладбища... Невероятная красота изображения, своеобразная безысходная гармония в …